Фестиваль традиционно расширяет границы научного кино, в этом году фокус «Мира знаний» направлен на нематериальное культурное наследие России. Будут задействованы сразу несколько площадок Северной столицы, каждой из которых отведено свое место в архитектуре смотра: «Ленфильм», «Лендок», «Дом кино», «Новая Голландия» и другие.
«Мир знаний» — масштабный междисциплинарный проект на стыке науки и искусства, исследующий возможности перевода научного знания на язык кино. Миссия фестиваля, организованного Киностудией им. М. Горького при поддержке Министерства культуры РФ, состоит в популяризации научного и исследовательского кино, создании новых возможностей для самореализации режиссеров и художников.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС
В международный конкурс этого года вошли восемь фильмов из Аргентины, Бразилии, Германии, Дании, Израиля, Италии, России и других стран. Представленные работы освещают две центральные темы этого сезона — восприятие человеком искусственного интеллекта и взаимовлияние человечества, флоры и фауны.
Картина Ивало Франка «Последний человек» посвящена тому, как 300 миллионов лет назад жизнь зародилась в Гренландии, и может завершиться здесь же в достаточно скором времени. В бразильском роуд-муви Лукаса Бамбоцци «Айронленд» героиня исследует, как добыча полезных ископаемых привела к катастрофе в одном из штатов. Израильский фильм Идо Гласса и Йоава Клейнмана «Стражи Мертвого моря» — захватывающая история о том, как иорданец, израильтянин и палестинец объединились в борьбе с экологической катастрофой. В картине «Свобода в квадрате» Анастасии Зверьковой молодой ученый отправляется в самую холодную точку Земли, чтобы понять, как меняется зрение человека в экстремальных условиях. В картине Коди Шихи «Сделать людей лучше» рассказывается о китайском докторе, изменившем генетическую структуру эмбрионов и том, к чему это привело. А Андреа Дальпиан в фильме «Контакт» фиксирует жизнь двух волчат между волей и неволей — без слов, музыки и без человека в кадре. А в экспериментальной работе писательницы и режиссера Эбигейл Чайлд «Происхождение видов» изучаются этические аспекты создания роботов в американских и японских лабораториях.
«Все зарубежные фильмы конкурсной программы — российские премьеры. Представленные в конкурсной программе работы освещают две центральные темы этого сезона — восприятие человеком искусственного интеллекта и взаимовлияние человечества, флоры и фауны. Очень важно, что в этом году фестиваль продолжает быть одной из центральных площадок России для демонстрации и обсуждения научного кинематографа со всего мира» — отметила куратор международной конкурсной программы фестиваля Александра Лаврова.
Фильмом открытия фестиваля станет одна из ожидаемых картин конкурсной программы, мировая премьера работы петербургского режиссера Ильи Желтякова «Вулкан блюз», посвященная полевым экспедициям на одном из самых опасных природных объектов мира.
РОССИЙСКИЙ КОНКУРС
В российскую программу «Мира знаний» вошли 8 фильмов, посвященные трем смысловым полям: научному наследию СССР, взаимоотношениям человека и техники, которая создавалась для облегчения жизни людей, и нашей связи, часто пугающей, с природными явлениями.
В фильме Дидара Оразова «Прометей. Поэма казанского огня» историю советских конструкторов-авангардистов создают из архивных материалов и современной рефлексии о научном прошлом Казани... В документальном исследовании Михаила Оркина «Родом из Вавилона» показан элитный мир синхронных переводчиков, который уже сталкивается с будущим — машинным переводом. Герои фильма Родиона Чепеля «Бог из машины» — инженеры-кибернетики, с 1950-х работающие над расширением человеческих возможностей и передаче рутины искусственному интеллекту. В «16 способах изменить мир» режиссеры выбрали привлекательные изобретения Сколтеха. А в картине Юлии Киселевой «Чип внутри меня» продолжается исследование возможностей техники — насколько опасны импланты, жизненно необходимые для людей с различными заболеваниями? И где границы мифа о чипировании? Программу продолжает фильм Евгении и Максима Арбугаевых «Выход» — завораживающее наблюдение за тем, как деятельность человечества меняет жизненный цикл популяции моржей. И наконец, в драме Евгении Каториной «Женя и Ваня на краю света» сотрудники метеостанции после шторма остаются наедине с собой и ландшафтом дольше, чем предполагали.
В рамках российского конкурса состоится премьера картины «Стадо 9» — работы, исследующей этнографическое измерение Якутии.
ТЕМА ФЕСТИВАЛЯ
Тема фестиваля – «Вне времени и пространства». В Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России фестиваль расскажет о том неосязаемом, что передают из поколения в поколение более 190 народов, проживающих на территории России.
В специальную программу «Вне времени и пространства» вошли 8 картин о фольклористах, этнографах, филологах, традициях, праздниках, обрядах, народных промыслах и ремеслах.
Теме фестиваля отвечает и визуальный стиль: в нем наряду с старинными фотографиями первой телефонии использованы уникальные шрифты. Привычный нашему зрению «пиксельный» формат цифрового пространства на самом деле является отсылкой к традиционным шрифтам, которые используются на ткацких поясах, дощечных и закладных, распространены на всей территории России и наиболее характерны для старообрядческой среды.
Часть материалов к фильмам и сайт фестиваля созданы с использованием искусственного интеллекта. Внимательное отношение как к современным технологиям, так и к культурной традиции определяет новый формат фестиваля: в этом году «Мир знаний» стал фестивалем как научного-популярного, так и исследовательского кино.
ЖЮРИ
В международном жюри смотра по традиции не только кинематографисты, но и представители научного сообщества.Александр Ильховский
Оператор. Родился 30 октября 1955 г. в Москве. Окончил заочное отделение операторского факультета ВГИКа (мастерская А. Симонова). Работал ассистентом оператора на студии «Центрнаучфильм». Особое место в творческой биографии Ильховского занимают совместные работы с Александром Зельдовичем — «Москва» (2000), «Мишень» (2010), «Медея» (2021).
Владимир Герчиков
Владимир Герчиков — кинорежиссер и продюсер документального кино, лауреат Государственной премии РФ. Наиболее известная работа — сериал «Кучугуры и окрестности», который снимался в воронежском селе Кучугуры с 1994-го по 2000-й год. Сериал получил премию ТЭФИ в 1996 году, был номинирован на премию НИКА в 1997 году.
Антон Лукашевич
Сотрудник Лаборатории когнитивных исследований Высшей школы экономики и сотрудник Кафедры нормальной физиологии Университета им. И.М. Сеченова, участник и тьютор Международной исследовательской школы. Лукашевич — яркий популяризатор научного знания, эксперт таких медиа-проектов, как «А поговорить?», «Физики и лирики», «Все о мозге», «Ясно понятно».
Анна Бергер
Анна Бергер родилась в Хельсинки, Финляндия. В 2017 окончила Оксфордский университет со степенью бакалавра по французской литературе. В рамках диплома училась год в école normale supérieure (ens) в Париже. В 2022 году премьера фильма Анны Бергер «Кого люблю» состоялась в рамках конкурсной программы документального кино Московского международного кинофестиваля.